В папке «Материалы, посвященные
современной России» размещена статья профессора В.А. Томсинова «Революции 1917 года в России в свете мирового революционного опыта»,опубликованная в журнале «Вестник
Московского университета. Серия 11. Право» (2017. № 2. С. 3–33). В ней
предпринимается попытка осмыслить сущность революций 1917 года в России с позиции
мирового революционного опыта.
Термин «революция», который применяется для
обозначения судьбоносных для нашей страны событий 1917 года, сам по себе не
объясняет их сути. Определяя революцию как радикальное
насильственное качественное изменение в государственном и общественном строе, в
официальной политической идеологии, доминирующих ценностях, ученые
предполагают, что на месте и вместо разрушенного государства возникает государство новое, качественно отличающееся от прежнего, сокрушенного
революцией. Но если этого не происходит, если существующее государство под
действием заговора просто гибнет, а нового государства вместо него не
возникает, то можно ли в этом случае говорить о революции? Может быть, правильнее называть такой поворот событий не революцией,
а просто разрушением государства? И как понимать приход к власти новой
политической силы в условиях разрушенного государства, если эта сила своими
действиями, пусть и немыслимо жестокими, восстанавливает государство —
естественно, на других основаниях и в других формах, нежели то, которое было
разрушено? В данном случае действительно происходит
радикальное качественное изменение, переход в новое состояние, но не от одного
государственного строя к другому, а от безгосударственного состояния к
государственности. Можно ли такое превращение назвать революцией? Не
представляет ли собой это явление нечто большее, чем просто революция?